КАК НЕ ВЫБРОСИТЬ ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР, ОБУЧАЯ ПЕРСОНАЛ
Автор И. А. Шевич, ЧУ ДПО «Институт повышения квалификации «Опти-класс», г. Москва
Особенностью обучения взрослых людей является наличие у них определенных знаний, жизненного и профессионального опыта. Для них важно не обучение само по себе, а возможность получить актуальные
и практические знания, которые можно сразу применить в работе. Поэтому
в образовательных программах «Опти-класс» мы уделяем большое внимание именно практике.
Несмотря на повсеместный переход на онлайн-обучение, многие специалисты предпочитают живое общение, где можно все посмотреть своими глазами, потрогать руками и задать вопросы. Но короткие семинары мало что дают для профессионального развития. Во-первых, потому что новая информация может быть сложной и избыточной, она быстро вытесняется. Человек обычно запоминает то, что уже знал раньше. Во-вторых, как только специалист пробует применить новые знания на практике, он сталкивается со множеством вопросов. В результате, вернувшись на свое рабочее место, продолжает делать все так же, как и раньше. Об учебе остаются только светлые воспоминания, как о коротком отдыхе
и интересном общении с коллегами.
Онлайн-обучение имеет множество достоинств, однако, взрослые люди совмещают обучение с работой, а вечером их еще ждут домашние дела. Для того, чтобы сосредоточиться на учебе, требуется высокий уровень самоорганизации и мотивации, что не у всех получается.
И опять обучение не достигает своих целей.
Именно поэтому в «Опти-класс» разрабатывается комплексная программа обучения, цель которой не только предоставление новых знаний, но переработка их в умения и навыки для решения важнейших задач, стоящих перед компанией. Важно, не только послушать теорию, но и суметь проанализировать информацию, ответить на вопросы и начать применять на практике методики для достижения определенных результатов. Начиная обучение, если оно актуально и интересно, специалисты обычно испытывают высокий уровень энтузиазма, вдохновляясь новыми знаниями. Но процесс не всегда проходит гладко, он имеет определенные закономерности, о которых руководителю нужно знать и учитывать.
Посмотрите на «кривую Бандуры». Мы ждем, что обретение новых навыков и умений будет идти планомерно вверх, но после короткого этапа вдохновения и подъема, наступает спад и регресс. В чем причина? Эту закономерность выявил Альберт Бандура - известный американский психолог, один из основателей теории социального научения. «Кривая Бандуры» показывает, что даже если человек стремится к совершенствованию своих умений, на этом пути случаются провалы, падает мотивация и производительность. Для переработки знаний в умения и навыки, предлагается, например, записать видео домашней работы, потом подробно разбираются действия учеников, и, порой, им приходится несколько раз переделать задание, чтобы исправить все погрешности в применении разных методов диагностики или коммуникации с клиентом. А. Бандура поясняет, что человек обучается, когда подражает поведению других, поэтому здесь очень важна поддержка коллег и руководства компании и четкое понимание, что возврат к старым шаблонам недопустим.
После онлайн-обучения проходят практические занятия, где в небольших группах, каждый побывает в роли врача и пациента, понаблюдает за коллегами. Группа разбирает несколько кейсов. С каждым повтором задания, становится более понятна логика алгоритма, и в то же время ни одна ситуация не повторяется, обогащая опыт и насмотренность участников. Так преодолевается первый «провал», когда при столкновении новых знаний с практикой, возникает множество вопросов, сомнений и появляется соблазн вернуться к привычным, понятным стратегиям поведения.
На «кривой Бандуры» есть второй провал, когда специалисты уже вышли на новый уровень, стали увереннее, многое делают не так как раньше. На этом этапе многие руководители считают, что процесс обучения уже завершен, и стремятся свернуть учебу. В этот момент, когда, казалось бы, уже «все хорошо», специалисты опять начинают пробуксовывать, так как у них появляются вопросы, которые раньше даже не приходили в голову. Арсенал методик освоен не до конца, снова появляются белые пятна и ошибки в действиях и коммуникации с клиентами. В этот момент обучение переходит на следующий этап.
Процесс научения идет всю жизнь, но учебная программа для взрослых должна иметь определенную цель, конечный срок освоения определенных навыков и быть полезна как самому специалисту, так и его компании. Повышая профессионализм и производительность труда, мы добиваемся более динамичного развития бизнеса и роста дохода всех участников процесса.