МИОПИЯ У ДЕТЕЙ. ПРОФИЛАКТИКА
Автор: Нателла Суханова. Врач-офтальмолог, член ассоциации детских офтальмологов Российской Федерации, член Научного комитета МЦПБА «Радужка», член Союза педиатров России
На сегодняшний день проблема нарушения зрения у детей дошкольного возраста возникает все чаще. Новейшие гаджеты отрицательно сказываются на глазах ребенка и приводят к развитию близорукости. Согласно статистическим данным, нарушением зрения страдает почти каждый четвертый ребенок, и эта цифра растет.
Близорукость — это изменение оптического аппарата глаза, при котором изображение, которое видит ребенок, фокусируется не на сетчатке, как это должно быть в норме, а перед ней. Независимо от причины, ребенок воспринимает мир расплывчатым, ведь на саму сетчатку изображение не попадает. Вдали он видит хуже, чем вблизи.
Жалоб по снижению зрения ребенок не предъявляет. Сформулировать проблему словами для малышей практически невозможно. Однако воспитатели могут обратить внимание на некоторые особенности поведения ребенка, ведь при нарушении функции зрительного анализатора поведение ребенка меняется.
В возрасте от пяти лет ребенок может жаловаться на головную боль, на усталость при длительном рисовании, лепке или сборе конструктора, так как испытывает дискомфорт от необходимости постоянно фокусировать зрение. Если ребенок видит что-то интересное для себя на расстоянии
1-2 метра, он может начинать прищуриваться. Это основной признак близорукости. Дети постарше, чтобы облегчить себе задачу, начинают оттягивать руками внешний уголок глаза в сторону или вниз. Также воспитатель может заметить низкий наклон головы ребенка над книгой или альбомом для рисования.
Важно отметить, что при неоказании коррекции и помощи ребенку, близорукость будет прогрессировать, что может стать причиной потери зрения. Следует понимать, что падение зрения всегда обусловлено не только генетическими факторами, но и факторами внешними. Неблагоприятными факторами считается избыточная нагрузка на органы зрения. Такую нагрузку
в дошкольном учреждении дают: неправильная посадка за столом во время творчества, а также недостаточное расстояние от глаз до объекта.
Статистика по близорукости у дошкольников
Близорукость (миопия) у детей считается одним из наиболее распространенных причин снижения зрения. Чаще всего развитие близорукости наблюдается в школьном возрасте, что объясняется усилением зрительной нагрузки. У дошкольников частота близорукости составляет 6-8%,
а у школьников этот процент увеличивается до 25-30%. У детей в дошкольном возрасте зачастую диагностируется близорукость приобретенного характера. Исключение составляют те случаи, когда миопия была выявлена в более раннем возрасте.
Причины близорукости у детей
Существует большое количество различных причин формирования близорукости у детей. Одним из основных факторов развития миопии является наследственность.
Однако стоит помнить, что данное заболевание может быть приобретенным, а также может носить врожденный характер. На сегодняшний день выделяют целый ряд пусковых механизмов в развитии офтальмологических заболеваний и, в частности, миопии в детском и подростковом возрасте:
- родовые травмы, недоношенные дети, внутриутробная гипоксия, грозящие перинатальным и натальным поражением ЦНС;
- врожденные патологии органа зрения (синдром Дауна, синдром Марфана);
- влияние неблагоприятных экологических факторов;
- несбалансированный рацион питания;
- последствия токсических воздействий лекарственных средств;
- паразитарные инвазии;
- ослабление организма при инфекциях (токсоплазмоз, хламидиоз, герпесвирусные инфекции, в том числе, цитомегаловирус);
- бесконтрольная нагрузка на орган зрения (компьютеры, телевидение).
Какие меры профилактики должен использовать воспитатель
- Детям необходимо прививать привычку держать все предметы, которые нужно разглядывать (книги, рисунки, игрушки) на расстоянии не менее 25-30 сантиметров от глаз.
- Освещенность. В осенние, зимние (пасмурные) дни освещение должно быть более интенсивным. Необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не загромождать подоконники цветами, наглядными пособиями. От действия прямых солнечных лучей защищают светлые шторы на окнах. Отражающие поверхности в группе следует окрашивать в светлые тона: потолки, оконные проемы и рамы - в белый цвет.
- Тексты, рисунки, наглядные пособия должны быть рельефными иотчетливыми.
- Чередование режима труда и отдыха. Обязательной частью любого занятия с детьми является проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз.
Особый уход за ребенком
- Следите за тем, сколько времени ребенок проводит за просмотром телевизора.
- Оборудуйте дошкольнику правильное место для рисования и занятий. Обратите внимание на высоту стула, лучше, если это будет регулирующийся по росту стул со спинкой. Обеспечьте хорошее равномерное освещение за счет дополнительной лампы.
- Приучите ребенка правильно сидеть — ровная спина, расстояние от глаз до тетради или книги не менее 30 см.
- Активные игры на свежем воздухе и укрепление организма положительно сказываются на состоянии глаз.
- В рацион питания ребёнка ввести овощи и фрукты оранжевого цвета (морковь, хурма, облепиха, персики и т. д.), чернику, курагу, грецкие орехи, молоко, творог, мясо.
Как рассказать ребенку, что надо делать упражнения для глаз
Детям необходимо объяснить, что проведение зрительной гимнастики позволяет глазкам отдохнуть, улучшить зрение, укрепит состояние здоровья.
Детям до трех лет тяжелее дается восприятие быстрых движений, а время выполнения гимнастики с малышами такого возраста, будет существенно короче. У детей с особенностями применяется особая методика. Выбор методики будет зависеть от сложности заболеваний и возможностей ребенка. Вероятнее всего гимнастика будет проводиться в индивидуальном порядке.
На мой взгляд, одним из интересных способов гимнастики является кукольный театр. Можно воспользоваться общим принципом: какой-либо яркий предмет или игрушка устанавливается на палочку или на руку ребенка.
Эффективность выполнения гимнастики возможна только лишь при условии, что она будет проводиться на регулярной основе. Для поддержания интереса используется также подходящая мелодия, игрушки, что позволит малышам выполнять фокусировку глазками на предметах. Задача в том, чтобы эти предметы вызывали интерес у детей.
Какие упражнения делать, как часто, как ухаживать за глазами?
Зрительная гимнастика способна внести необходимые коррективы, смягчит плохое влияние на глаза. Рекомендуется проводить такие упражнения 5-7 минут один раз в день, стоя. Такая гимнастика для глаз не предусматривает специальных условий и может осуществляться в самой группе. Но существует одно обязательное правило: все упражнения выполняются с неподвижной головой. Для большей наглядности воспитатель или медицинская сестра показывает последовательность и правильность выполнения действий. Необходимо проводить интересные зрительные упражнения в физкультминутках, в различных оздоровительных паузах, на прогулке дети запоминают и повторяют дома. Такая гимнастика помогает снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости.
Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно для ребенка, следовательно, качество выполнения будет хуже. Задания с открытыми и закрытыми глазами чередуются. Рекомендовано проводить данные тренировки исключительно в игровой форме, используя легко запоминаемые стишки.
В основу зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста входят несколько упражнений:
- медленно переводить взгляд вправо, влево и обратно (до 10 раз);
- смотреть влево-вверх, вправо-вниз, а затем наоборот (до 10 раз);
- делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против (до 5 раз);
- закрыть глаза и слегка надавить тремя пальцами на веко (3-4 раза);
- на несколько секунд зажмуриться, затем открыть глаза (до 10 раз).
Задания с открытыми и закрытыми глазами чередуются. Дошкольникам рекомендовано проводить данные тренировки исключительно в игровой форме, например:
«Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить пять раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
«Далеко-близко». Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить пять раз.
«Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
«Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить шесть раз.
«Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или столом. Воспитатель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.