НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ ОПТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
Сегодня, принимая на работу потенциального сотрудника, работодатель сталкивается
с нехваткой дипломированных специалистов, приходится брать на работу неспециалиста, обучать его самостоятельно на рабочем месте или вкладываться в его обучение и стремиться к созданию конкурентоспособности. К сожалению, никто не может дать гарантий, что вложенные финансовые инвестиции окупятся, дадут нужный результат, а сотрудник после получения диплома продолжит работать в данной организации.
Необходимо подчеркнуть, что «миграция» специалиста всегда создает финансовые риски
для вложения в их подготовку. Эта проблема для оптической индустрии на протяжении многих лет была на поверхности, потенциальные работодатели поднимали вопрос о необходимости «быстрой» и «одинаковой» подготовки специалиста в области медицинской оптики. Но то количество образовательных организаций, которое было ещё пять лет назад
и длительность обучения препятствовали развитию данной специальности. Сроки получения на сегодняшний день среднего профессионального образования по специальности «31.02.04 Медицинская оптика» базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация базовой подготовки «Медицинский оптик» - 2 года 10 месяцев, квалификация углублённой подготовки «Оптик-оптометрист» - 3 года 10 месяцев.
Время меняет ситуацию, с 2022 года формируется новый подход к подготовке специалиста для оптической индустрии, не будет углублённой подготовки и сокращается срок обучения. Получение образования по специальности «31.02.04 Медицинская оптика» будет допускаться только в профессиональной образовательной организации или в вузе. Возможные формы обучения: очная, очно-заочная
и заочная. Длительность обучения на базе среднего общего образования для медицинского оптика-оптометриста – 1 год 10 месяцев.
Это позволит также значительно сократить финансирование на подготовку специалиста. Как повлияет данное изменение на качество подготовки покажет время.
Внедрение современных технологий, конкуренция - всё это заставляет пересмотреть не только срок, но и требования к подготовке специалиста в области медицинской оптики, и в тоже время учитывать реальные региональные возможности инфраструктуры образовательной организации. Профессиональные и общие компетенции (Soft Skills, Hard Skills) должны найти отражение в учебных планах, дисциплинах, модулях, практиках, а также в современных технологиях обучения.
В целом, подготовка по специальности «Медицинская оптика» должна развиваться в том же направлении, что и вся система профессионального образования с учетом мировых тенденций модернизации образования. В соответствии с этим необходимо выделить некоторые тенденции. Например: подготовка специалиста, готового выполнять смежные виды деятельности и занимать разные должности, компетентностный подход к подготовке и оценке такого специалиста, а также моделирование на учебных занятиях ситуаций, приближенных к реальной профессиональной деятельности.
Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо напомнить и о тех стандартах, которые были разработаны экспертным сообществом и утверждены ранее: «Продавец оптики», «Специалист по изготовлению медицинской оптики», «Специалист в области медицинской оптики и оптометрии». Все эти стандарты необходимо учесть и выработать единый алгоритм подготовки во всех учебных организациях, которые планируют или осуществляют подготовку по специальности «31.01.04 Медицинская оптика»:
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 января 2016 г. № 16н «Об утверждении профессионального стандарта «Продавец оптики»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 03 ноября 2016 г. № 607н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по изготовлению медицинской оптики»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2021 г. № 347н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области медицинской оптики и оптометрии».
В следующем выпуске журнала ОМ Технологии №2(21) вы найдете подробную информацию об изменениях в новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).