Уходящее лето не дало потребителям Италии передышки от роста цен
на товары первой необходимости. Риск, по мнению Никола Ди Лерниа, колумниста оптического портала b2eyes, заключается в том, что в ближайшие месяцы может возникнуть избыток покупок или резкая смена курса
и привычек.
Ниже приводим его анализ состояния итальянских оптик на начало сентября.
«Летний сезон подходит к концу вместе со спорами о «сумасшедших» чеках
и завышенных ценах на тосты. Газеты быстро и эффективно подхватили фотографии некоторых клиентов, жалующихся на порой непонятные расходы на отдых. Это дымовые сигналы от гораздо более крупного пожара. Corriere Economia от 28 августа дала прогноз грядущей осени. В 2023 году, впервые за послевоенный период, объем потребительских товаров в Италии упадет.
По словам Доменико Бризиготти, генерального директора Coop Italia,
«это эпохальное событие, падение оценивается примерно в 4%». Прогноз Бризиготти не самый лучший. Остановить или переломить тенденцию будет нелегко. «Этот год закончится с инфляцией на уровне 10%, а в прошлом году она составляла 8%, т.е. цены на продовольствие выросли на 18-20%, и не видно, чтобы эта тенденция пошла на спад и, похоже, сохранится надолго. Основной разрыв лежит между динамикой цен, которые постоянно растут, и статичностью доходов. Сегодня, если цены растут, а зарплата остается статичной, можно поставить какие-то заплатки, но не решить проблему», - отмечает Бризиготти.
Но как же справляются предприниматели? По мнению Антимо Капуто, управляющего директора компании Mulino Caputo, для снижения издержек необходимо более эффективное объединение цепочек поставок: «За два года мы повысили цены на муку на 26-27% при росте издержек не менее чем на 30%».
Трудно распутать этот клубок, чтобы возродить потребление, как это было до войны на Украине. Несмотря на заявления о снижении цен на энергоносители в июне-августе, был зафиксирован другой рекордный рост. Поговорим о «зеленом» бензине? В июне 2023 года он стоил в среднем 1,839 (около 193р) за литр, а в августе - 1,945 (203,5р). С макаронными изделиями дела обстоят еще хуже. Если в июне средняя цена килограмма макарон составляла 1,69 евро (уже +32% с 2021 года, по данным Altroconsumo), то 23 августа в одном из крупных миланских супермаркетов фирменные макароны уже колебались между 2,50 и 3,18 евро за килограмм. Предложение президента фонда Altroconsumo Паоло Мартинелло также заключается в усилении конкуренции, от которой выигрывает конечный потребитель.
Больше конкуренции, больше зарплаты, больше цепочки поставок – вот три решения, которые были найдены в ходе опроса, проведенного Corriere Economia. Из этого сценария вытекает избитый потребитель, который может усомниться во многих своих решениях, даже в нашей отрасли. Все, что для этого потребуется, - это дальнейшее замедление темпов замены очков в Италии: будет трудно сбалансировать меньшее количество проданных очков с большей добавленной стоимостью.
Мой рецепт для оптики - подготовиться к теплой осени - здравый, но не менее смелый. Реальный договор с офтальмологическим миром, национальным и местным. Правдивая информации о качестве зрения, а не зеркальное отражение рекламы. Настоящая конкуренция, основанная не столько на цене, сколько на качестве обслуживания во время и после покупки».