После короткой передышки потребительские настроения в Германии в июне продолжили снижаться. Как экономические ожидания, так и ожидания
в отношении доходов, а также склонность к покупкам должны были
понести убытки. GfK прогнозирует потребительский климат в июле
–27,4 балла, что на 1,2 балла меньше, чем в июне.
Таким образом, потребительский климат достиг нового рекордно низкого уровня. С момента начала исследования по Германии в целом в 1991 году
не было измерено ни одного значения ниже нынешнего. «Продолжающаяся война на Украине и нарушение цепочек поставок приводят к резкому росту цен на энергоносители и продукты питания, в частности, и делают потребительский климат еще более мрачным, чем когда-либо, - пояснил
Р. Бюркль, эксперт GfK по защите прав потребителей. - В частности, рост стоимости жизни, которая в настоящее время составляет чуть менее 8%, сильно влияет на настроения потребителей и приводит
к их резкому падению».
Помимо окончания конфликта на Украине, для устойчивого изменения потребительского климата крайне важно снова снизить высокие темпы инфляции. Европейский центральный банк в первую очередь обязан сопровождать это соответствующей денежно-кредитной политикой. Однако эти меры следует тщательно обдумать, чтобы не отправить и без того больную немецкую экономику в рецессию из-за чрезмерно ограничительной денежно-кредитной политики.
После непродолжительного восстановления в мае этого года экономические перспективы в июне снова ухудшились. Показатель теряет 2,4 пункта и падает до -11,7 пункта. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года -70 баллов.
Потребители продолжают видеть серьезный риск того, что экономика Германии может скатиться в рецессию. Проблемы с цепочками поставок и война на Украине в настоящее время мешают производству в Германии. Кроме того, из-за высокой инфляции частное потребление, являющееся важной опорой экономического роста, находится под угрозой срыва.
Ожидания по доходам продолжили резкое снижение в июне. Таким образом, рост, измеренный в предыдущем месяце, оказался короткой передышкой. Показатель теряет 9,8 пункта и падает до -33,5 пункта. Это самое низкое значение почти за 20 лет. В декабре 2002 г. было измерено -35,5 балла. По сравнению с прошлым годом доходное настроение даже показывает минус почти на 68 баллов.
Инфляция, составляющая сейчас почти 8%, не только угнетает настроение, но и приводит к падению покупательной способности частных домохозяйств. В результате средства, сэкономленные на этапах карантина за последние два года, вероятно, не будут использованы в той степени, на которую рассчитывали, для покупок и поглощений. В результате в ближайшие месяцы отечественная экономика пострадает.
В связи со снижением экономических ожиданий и доходов склонность к покупкам также должна была понести убытки. Индикатор потерял 2,6 пункта и теперь показывает -13,7 пункта. Более низкое значение в последний раз измерялось на уровне -20,1 пункта во время финансово-экономического кризиса в октябре 2008 года.
Покупательная способность, сокращающаяся в результате инфляции, также все больше влияет на склонность к потреблению. Если частные домохозяйства должны платить значительно больше за энергию и продукты питания, соответственно меньше финансовых ресурсов, особенно для более крупных покупок.
Источник: GfK Germany