Национальный музей Collezione Salce в сотрудничестве с Punti di Vista организует выставку Arte del Vedere (Искусство видеть). Предоставлены плакаты и очки из коллекций Salce и Stramare. Кураторы - Элизабетта Паскуалин и Микеле Велло, при содействии Мариачиары Маццариоль.
Национальный музей Collezione Salce в сотрудничестве с Punti di Vista открывает выставку Arte del Vedere (Искусство видеть) в бывшей церкви Санта-Маргерита в Тревизо. Экспозиция раскрывает мир очков, включая
их представление через рекламные плакаты из коллекции Salce, а их формы через показ исторических очков из коллекции Stramare.
Итальянский город Тревизо не случайно был выбран кураторами выставки Элизабеттой Паскуалин и Микеле Велло, при содействии Мариачиары Маццариоль, городом для представления оптических раритетов. В 1352 году художник Томазо да Модена расписал фресками зал капитула доминиканцев в монастыре Сан-Николо, изобразив прелата в очках: это самое старое иконографическое свидетельство этого аксессуара, которое музей Salce намерен отметить выставкой, объединяющей иллюстрацию и дизайн,
где начиналось все «визуальное».
Выставка раскрывает пристрастия двух коллекционеров. С одной стороны - плакаты, собранные Фердинандо Сальче, с другой - очки, собранные Лучио Страмаре, партнером-основателем Punti di Vista. В первой - лучшие образцы плакатного искусства, не только итальянского,
но и настоящих раритетов графики.
Эйфорическая Belle Époque изображает озорные женские фигуры в двусмысленных моноклях. На плакате 1907 года, созданного Леопольдо Метликовицем для La vedova Alleggra, изображены знатные господа, созерцающие вдову через монокль. От «рекламы» шин Dunlop Марчелло Дудовича с механиками в очках до Absinthe Pernot (1900), «авангардного» плаката более лаконичного и актуального Каппиелло.
Менее известные художники удивляют: Луиджи Энрико Кальданзано ночными, почти мечтательными и символическими образами, которые хорошо сочетаются с тревожными Lenti radioattive (1912-1915), подлежащими продвижению, или Голиа (Эудженио Кольмо),
чья карикатурная жилка рисует «китайца» в темных очках». Более близкий к нам период – это солнцезащитные очки Грейс Келли
в фильме 1955 года Caccia al ladro («Охота на вора») или реклама Salmoiraghi (на фотографиях).
Что касается коллекции Stramare, то в экспозиции есть три раздела, представляющие собой хронологическое путешествие через эволюцию оптических форм. От первых примитивных творений, когда прибор еще держали в руке или крепили на лице с помощью шнуров, до изобретения заушников в XVIII веке, которое ознаменовало формальную революцию предмета, сопровождающего нас
в повседневной жизни. В диковинах нет недостатка, поскольку, по крайней мере, до первого десятилетия XX века наряду с собственно очками сосуществовали и другие формы, такие как причудливые и замысловатые лорнеты и пенсне графа Кавура, героем Рисорджименто. Образ жизни и промышленный прогресс изменили дизайн очков, и это хорошо представлено в золотых моделях
1930-х годов, цветных 1940-х и незабываемых «кошачьих» формах 1950-х.
Большой интерес для любителей дизайна представляет витрина, посвященная специальным и рабочим очкам, с их порой невероятными формами, но эффективными балансе между формой, функцией и материалов: драгоценных, таких как золото и серебро; натуральных, таких как рог, черепаховый панцирь, дерево и кожа; вплоть до первых открытий химической промышленности, таких как бакелит
и целлулоид.
Завершает выставку значительный вклад современного дизайна очков, представленный выбором лучших проектных работ студентов курса ITS «Мастер по производству очков». Курс, организованный Фондом ITS Cosmo в Падуе и Институтом Certottica в Лонгароне, направлен на подготовку дизайнеров очков будущего. Выставленные здесь работы представляют собой мост между прошлым и будущим через взаимодополняющие языки графики и дизайна.
Giulia Lenzi, Visionbiz.it